МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНЫХ ПЕСНОПЕНИЙ

 

   Проводится по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Размышления по окончании Фестиваля  

            Святые Отцы в течение IV V вв. создали христианскую эстетику, в которой большое место отведено изложению учения христианской Церкви о музыке (т.е. пении) в храме на богослужении. В те далекие времена пение богослужебных песнопений ограничивалось местом (храм) и временем (богослужение). Уже больше века прошло с того времени, когда  богослужебное пение вышло за порог Церкви и получило жизнь на сцене, решая при этом    миссионерскую задачу. И, несомненно, отношение к богослужебному пению за это столетие изменилось. Теперь богослужебное пение имеет не только богослужебное значение, но и служит для приятного, усладительного впечатления для слуха на концертах. И все также как и полтора тысячелетия назад церковное пение помогает лучше усвоить богодухновенный текст и научить свою душу божественным истинам.

И много споров идет о том, как исполнять богослужебные по своей сути  песнопения. Что значит молитвенно или немолитвенно? Какой репертуар выбирать для богослужения, а какой для концертного выступления? Это очень сложные вопросы и ответить на них непросто. Непросто, потому что решение этих вопросов очень субъективно. А значит, что, сколько людей, столько и мнений. Ведь недаром понятия «молитвенно» нет в Уставе, потому что это очень эмоциональная оценка собственного восприятия. Для одного «молитвенно» – это скорбь и плачь о грехах, о несовершенстве мира и проч., зато для другого «молитвенно» – это радость о воскресшем Господе. 

Церковное певческое искусство за две тысячи лет накопило много различных стилей пения, традиций, в том числе несколько стилей музыкального мышления.  Сегодня перемешались противоположные понятия: «церковное пение» и «музыка». А когда-то они обозначали разные вещи. В настоящее время к богослужебному пению и дирижеры, и музыковеды применяют те нормы и правила, которые присущи музыкальному искусству и объясняют богослужебное пение с точки зрения музыкального искусства. И, основываясь на этой точке зрения дают свои рекомендации по исполнению «духовной музыки». Но! До сих пор никто полнее, лучше, а, главное, вернее не сказал о православном пении, чем Отцы Церкви полтора тысячелетия назад. Поэтому просто необходимо изучать Эстетику Отцов Церкви (Aestetica patrum) каждому, кто в своей исполнительской или научной деятельности припадает к этому живоносному источнику – православному богослужебному пению. Потому что, какой бы музыкальный стиль не использовался для распевания канонических богослужебных текствов (монодия, партес, хорал), характерных свойств церковного пения искусства никто не отменял. Какие же свойства?

Это:

– христоцентричность (т.е. смыслом и центром творческого сознания является Христос);

– харизматичность (т.е. богоданность церковно-певческого творчества);

– гносеологичность или богопознавательность ( т.к. музыкально-певческому творчеству сопутствует напряженное богопознание. А истинность творчества зависит не от формы, не от жанра, не от стиля, не от мастерства композитора, дирижера или певца, а от проявленности Первообраза в сотворенном образе);

– литургичность (православное церковное музыкально-певческое искусство является служением, общественным деланием);

– святость (церковное творчество своей целью имеет личное усовершенствование и усовершенствование других);

и главное

– богослужебность (богослужебное пение должно настраивать слушателей на молитву, оно является формой богослужения).                                                          

             Вы спросите: но ведь на эстраде пение перестает быть богослужением?

            Отвечая, спрошу в свою очередь у Вас. Разве изменились тексты, созданные под воздействием Святого Духа монахами-аскетами, Отцами Церкви для богослужения? Поэтому, несмотря на то, что богослужебное пение давно уже называется богослужебной музыкой, церковной музыкой, его природных свойств никто не отменял.

            И сегодня есть опасность, что стараниями исполнителей сама сущность православного церковного пения исчезнет навсегда.

            Почему Вы, господа дирижеры не поинтересуетесь, что несет в себе православное богослужебное пение? И, может быть, православные песнопения следует петь не так как музыку других стилей?

            Ответ на этот вопрос хотелось бы получить во время следующего Фестиваля.

 

Густова Л.А., кандидат искусствоведения,

директор Международного фестиваля Православных Песнопений,

председатель МОО «Добротолюбие»

 

 

 

 

Заявки на участие в Фестивале присылайте по адресу: 220004 Беларусь ул. Освобождения, 10, к.108(Образец заявки можно скачать и условия участия можно скачать здесь).e-mail: orthofest@rambler.ru   festival_minsk@tut.by

Концепция

Благотворители

Перечень песнопений

Конференция

 

Программа прошлого Фестиваля

Нуждаемся